Энергоэффективность и энергосбережение входят в пять стратегических направлений приоритетного технологического развития России, названных Президентом РФ, являются огромным резервом отечественной экономики. Энергосбережение – общенациональная задача, в процесс модернизации экономики России включены не только хозяйствующие субъекты, но и все общество в целом, общественные организации, политические партии, а вопросам энергосбережения и энергетической эффективности уделяется особое внимание.
В России один из самых больших в мире технический потенциал повышения энергетической эффективности – более 40% от уровня потребления энергии в стране: в абсолютных объемах – это 403 млн т.у.т. Использование этого резерва возможно только за счет комплексной политики.
В настоящее время в сфере энергосбережения и энергетической эффективности существует три основополагающих базовых документа: “Энергетическая стратегия на период до 2030 года”, Федеральный закон “Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и Государственная программа “энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года”.
Федеральный закон “Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности” – базовый документ, определяющий государственную политику в области энергосбережения. Закон направлен на решение вопросов энергосбережения и повышения энергоэффективности в области ЖКХ.
21 октября 2010 года Правительством Российской Федерации был одобрен проект Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года, подготовленный Министерством энергетики РФ. На заседании Правительства Российской Федерации 21 октября 2010 года проект Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 2020 года представил глава Минэнерго РФ Сергей Шматко. Государственная программа позволит к 2020 г. сократить энергоемкость ВВП на 40%. Без поддержки государства к 2020 г. энергоемкость ВВП сократится на 26,5% за счет структурного сдвига – развития неэнергоемких отраслей, внедрения нового оборудования и других факторов.
Реализация Программы разбита на этапы: 1 этап — 2011-2015 гг. — переход на энергоэффективный путь развития экономики, 2 этап — 2016-2020 гг. — развитие экономики по энергоэффективному пути. В разработке программы были задействованы 15 экспертных групп (в общей сложности около 100 ведущих российских экспертов), специализирующихся по проблематике энергоэффективности и энергосбережения. Участие в подготовке программы также приняли представители бизнеса и администраций регионов России.
Программа построена по принципу формирования типовых направлений энергоэффективности. Это позволит достичь существенных реальных показателей экономии топливно-энергетических ресурсов в различных сферах.
Проект государственной программы энергосбережения предусматривает общий уровень затрат на реализацию мероприятий повышения энергоэффективности в сумме 9,5 триллионов рублей в течение ближайших 10 лет. По заявлению Председателя Правительства РФ в проект бюджета на следующий год на реализацию мероприятий программы заложено 7 миллиардов рублей. Эти средства в основном предназначены для субъектов Федерации, которые подготовят качественные проекты энергосбережения в бюджетных учреждениях, в жилищно-коммунальной сфере, на других региональных и муниципальных объектах.
Кроме прямого финансирования, программа предусматривает привлечение внебюджетных источников для перехода на современное энергоэффективное оборудование.
В результате будет ускорено внедрение современных энергоэффективных технологий в школах, больницах, других муниципальных учреждениях, а полученные в результате экономии ресурсы и средства бюджетные учреждения смогут направлять на улучшение качества своей работы и, что немаловажно, на повышение заработной платы своих работников. Именно такой механизм и заложен в федеральном законе № 261 «Об энергосбережении о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Порядок управления энергоэффективностью зданий, строений, сооружений выделен отдельной статьей. В составе требований: показатели энергоэффективности для объекта в целом; показатели энергоэффективности для архитектурно-планировочных решений; показатели энергоэффективности для элементов объекта и конструкций, а так же материалов и технологий, применяемых при капремонте.
Органы Госстройнадзора определяют класс энергоэффективности многоквартирного жилого дома, а застройщик и собственник дома обязаны разместить указатель класса энергоэффектиности на фасаде дома.
Собственники зданий, строений, сооружений обязаны в течение всего срока их эксплуатации не только обеспечивать установленные показатели энергоэффективности, но и проводить мероприятия по их повышению. Это так же является обязанностью лица, ответственного за содержание жилого дома. Один раз в пять лет показатели энергоэффективности должны пересматриваться в направлении улучшения.
Перед началом рассмотрения задачи повышения энергоэффективности мы должны договориться, что энергоэффективность — это не одно и тоже, что энергосбережение. Под энергосбережением понимается сбережение энергии или ресурса (иногда энергосбережение экономически невыгодно, иногда может приводить к нарушению санитарных норм и т.д.), под энергоэффективностью же следует понимать процесс по оптимальному использованию энергетических ресурсов с учетом, как минимум, экономической, экологической и социальной составляющих в определенный временной промежуток.
Основным источником теплопотерь и вредных выбросов в нашей стране являются конечные потребители энергии – жилые, общественные и производственные здания. На их отопление расходуется более 40% всех топливно-энергетических ресурсов страны. Причем значительная доля энергопотребления приходится на жилищно-коммунальный сектор и превышает соответствующие показатели европейских стран более чем в два раза.
Однако, как выяснилось, в настоящее время энергетические обследования зданий с приборным замером фактических теплопотерь и составлением энергетических паспортов на основании этих замеров проводятся редко. Это дает возможность строительным и проектным организациям переложить свои недоработки по соответствию нормативных теплопотерь зданий на плечи их собственников и фактически обойти нормативные требования. Оценка теплозащитных характеристик зданий осуществляется расчетным путем по проектно-информационным показателям ограждающих конструкций. Фактические результаты строительства не учитываются. При резко возросшей стоимости энергоносителей такой подход не устраивает потребителей, поскольку не учитывает случайные (но очень частые) изменения характеристик строительных материалов и конструкций, нарушения технологии при производстве строительно-монтажных работ. Проще говоря, когда в проекте предусмотрено одно, а на деле применяется другое.
В то время как по действующим требованиям, необходимо проводить натурные испытания ограждающих конструкций, инженерных систем, лабораторные испытания материалов.
Специалисты «СибНИИСтрой» имеют огромный опыт проведения комплексного обследования зданий (за время работы проведено более 1000 обследований) а также проведения энергетического обследования в том числе и составления энергетических паспортов.
В ходе проведения работ по обследованию и энергоаудиту зданий специалисты «СибНИИСтрой» все чаще сталкиваются с проблемами новых и существующих зданий, таких как:
• промерзание наружных стен, особенно в углах комнат;
• холодная поверхность стен, наледь на оконных откосах и оконных переплётах;
• конденсат на окнах, оконных откосах, стенах;
• появление плесени на стенах;
• отсутствие вентиляции в квартирах;
• отсутствие инсоляции и нормативного естественного освещения в комнатах по причине ошибок в ориентации квартиры;
• температура воздуха в квартирах ниже допустимой не только по строительным, но даже по санитарным нормам.
Вышеперечисленные недостатки можно наглядно выявить при проведении тепловизионного контроля.
Для реконструируемых и восстанавливаемых зданий перед разработкой проекта утепления фасадов эксплуатирующихся и восстанавливаемых зданий необходимо проводить обязательное комплексное обследование ограждающих конструкций с целью определения их реального сопротивления теплопередаче как в целом по зданию, так и его отдельных зон, в том числе и с применением тепловизора.
Тепловизионному контролю подвергаются наружные и внутренние поверхности ограждающих конструкций. Обследование выявляет наличие или отсутствие дефектов теплозащиты зданий, таких как:
• недостаточное утепление строительных конструкций,
• дефектов кирпичной кладки,
• нарушения в швах и стыках между сборными конструкциями,
• дефектов перекрытий,
• утечек тепла через окна и остекленные участки зданий в результате плохого монтажа или производственных дефектов,
• утечек тепла через системы вентиляции,
• участки зданий с повышенным содержанием влаги.
Тепловизионный метод, позволяет проанализировать работу системы вентиляции, оценить интенсивность инфильтрации воздуха, а также выявить нарушения теплозащиты ограждающих конструкций, возникшие в результате следующих причин:
• ошибок проектирования;
• нарушений технологии изготовления строительных материалов, правил складирования, перевозки и т.п.;
• ошибок и нарушений технологии при строительстве зданий;
• неправильного режима эксплуатации.
Перечисленные факторы приводят к преждевременному снижению теплозащитных свойств в отдельных участках ограждающих конструкций в результате воздействия погодных (ветер, атмосферные осадки) и естественно-климатических условий (циклы тепло-холод, влажность). Это, в свою очередь, приводит к ухудшению микроклимата внутри зданий и перерасходу топлива на обогрев вследствие увеличения теплопотерь. Тепловизионная диагностика позволяет определить пути устранения ошибок проектирования, в результате которых температура в помещениях держится на недопустимо низком уровне.
Но, еще раз хотелось бы еще раз отметить, что тепловизионное обследование, лишь небольшая часть работ, которые необходимо производить при энергоаудите.
В заключение, можно сделать вывод об отсутствии четкого понимания методики проведения энергетических обследований среди организаций, занимающихся такими обследованиями.
Но, еще раз хотелось бы еще раз отметить, что тепловизионное обследование, лишь небольшая часть работ, которые необходимо производить при энергоаудите.
В заключение, можно сделать вывод об отсутствии четкого понимания методики проведения энергетических обследований среди организаций, занимающихся такими обследованиями.
Реализация программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности без создания данной методики будет затруднена. Необходимы совместные усилия всех заинтересованных сторон, в том числе и обязательное участие со стороны государства. Специалистами «СибНИИСтрой» также ведется работа по созданию такой методики.
Назад к списку